Основы духовно-нравственной культуры народов России
Аннотация к рабочей программе по ОДНК 5
класса.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Данная рабочая программа составлена на основе документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
3. На основе авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе общеобразовательной школы, определяется социальным заказом и педагогической целесообразностью.
Место предмета в базисном учебном плане Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Реализация рабочей программы рассчитана на 35 часов (из расчета один учебный час в неделю), что соответствует учебному плану школы. Цели и задачи программы Изучение предмета «Основы духовно – нравственной культуры России» на уровне основного общего образования нацелено на:
- формирование первичного представления о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания;
- осознание того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой;
- сформирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичность в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В процессе изучения данного курса должно быть
углублено осознание учащимися идеи, что общечеловеческие ценности (добро,
справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух
социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных
культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных,
интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой
социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому
народу изначально принадлежат.