Биология
Аннотации к рабочим программам по биологии
Общая характеристика предмета
Биология входит в
число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком
природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно
переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о
живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по
поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности
в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель курса биологии в
соответствии с ФГОС - обеспечение базового биологического образования,
формирование высокой биологической, экологической и природоохранной
грамотности, компетентности в решении широкого круга вопросов, связанных с
живой природой.
5 КЛАСС
Рабочая программа по
биологии для 5 класса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена
на основе 1. Фундаментального ядра содержания общего образования,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования. 2. Требований к структуре основной образовательной
программы основного общего образования, прописанных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования. 3.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. 4.
Авторской программы В.В.Пасечник.
Курс для
учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация
знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в
процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»; - развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и
лабораторных работ; - воспитание ответственного и бережного отношения к
окружающей природе, формирование экологического
мышления. В основу
данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся
вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием
приобретения прочных знаний. Программой предусмотрено широкое
использование в преподавании развивающих, исследовательских,
личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий,
реализация региональных модулей. Программа предусматривает проведение демонстраций,
наблюдений, лабораторных и практических работ, что позволяет вовлечь учащихся в
разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Место предмета в
учебном плане Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в
начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения
естественных наук в старшей школе. Учебное содержание курса включает 35 часов,
1 час в неделю. Планируемые результаты освоения учебной программы по
биологии в 5 классе: Личностные результаты Ученик научитсяосознавать единство и
целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на
основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное
мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать
жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья. Ученикполучит возможность научиться оценивать экологический
риск взаимоотношений человека и природы, оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле. Невыполнение учеником заданий, с помощью которых
ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является
препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Метапредметные
результаты Ученик научится Регулятивные УУД: Самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в
группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций. Создавать схематические модели с выделением
существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды
планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного
вида в другой (таблицу в текст и пр.). Уметь определять возможные
источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Ученик получит
возможность научиться Регулятивные УУД: В диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром. Учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
Литература
В.В. Пасечник Биология
5-6 класс М. Просвещение, 2016. Н.Ф. Реймере. Основные биологические понятия и
термины. М Просвещение, 1988 Л.В. Тарасов. Физика в природе. М. Просвещение,
1990 А.Г. Хрипкова. Естествознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений , М Просвещение, 1999 Г.Н. Юдин. Главное чудо света. М. Педагогика,
1991
Материально-техническое
Обеспечение учебного процесса
1. Учебно-методическое
обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК
(учебно-методических комплексов) по биологии: -В.В.Пасечник. Биология.. 5
-6класс: учебник. – М.: Просвещение, любое издание. В.В Пасечник рабочая
тетрадь. – М.: Просвещение, любое издание. - Кириленкова В.Н., Сивоглазов
В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа,
любое издание. 2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений,
муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы. 4. Географические карты материков. 5. Электронное
приложение к УМК. 6. Электронно-образовательные ресурсы.
6 класс
Данная рабочая
программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
· Законами РФ и
РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
· Федеральным
перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ
МОиНРФ от 19 декабря 2012 года № 1067);
· Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
(далее - ФГОС основного общего образования) (для V- VI классов образовательных
организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017
учебном году);
· Приказом МО и Н
РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
· Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31января 2012 года №
69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего
(полного) общего образования»;
· Приказом
Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
· Типовым
положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
· Уставом МБОУ «
Средняя общеобразовательная школа №40» г.Махачкала;
· Примерной
программой по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)
. Рабочая
программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством
В.В.Пасечника, рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с
альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской
Федерации: Пасечник В. В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6
класс: учебник/ В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2016 г. и соответствует положениям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
В программе особое
внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной
естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности.
Построение учебного
содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом
реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие научного, гуманистического, культурологического,
личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного
подходов.
Изучение биологии в 6
классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для
формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное
внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности
по их разрешению.
Рабочая программа
реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных
коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»
Содержание курса
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 6 классе учащиеся
получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений,
принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения растений,
взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием
и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний
как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного
производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей
производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны
усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки
о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом
развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их
изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически
правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по
предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений,
опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности
биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии,
демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность
направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии в 6
классе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли
растений, о методах познания растительного организма.
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение
правил поведения в окружающей среде.
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ
6 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа
разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Данная программа
рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе – 70 часов
(2 ч в неделю), т. к 1 час добавлен из школьного компонента.
7 класс
Рабочая программа по
биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования на основе рабочей программы по биологии для 5-9
классов линии В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой.
Курс биологии для 7
класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5-6 классах. Согласно
этой программе, в 7 классе учащиеся:
· расширяют знания о разнообразии живых организмов;
· осознают значимость видового богатства в природе и жизни
человека;
· знакомятся с эволюцией растений и животных;
· изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах,
влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Данный курс рассчитан
на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.
Целью данного курса является
овладение учащимися элементами научного знания и учебной деятельности,
лежащих в основе формирования познавательной, коммуникативной,
ценностно-ориентационной, эстетической культуры. В подростковом возрасте
учебная деятельность приобретает черты деятельности по самообразованию и
саморазвитию, развивается рефлексивное мышление. Это приводит к
формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных
качеств личности. Поэтому в этом направлении приоритетными для учебного
предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются:
распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Использование
для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты,
эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных
экспериментов и описание их результатов. Использование для решения
познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил
поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
8 класс
Рабочая программа по
учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы
(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря
2010 г.), Примерной программы по биологии для 5-8классов (Москва «Просвещение»,
2011 год), с учетом программы по «Биологии» авторской линии под руководством
В.В. Пасечника; Федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом
Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 № 253, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования; на основе Основной образовательной программы основного
общего образования, реализующей ФГОС, утвержденной приказом по школе от
31.08.2013 №260, Положения о рабочих программах по учебному предмету (курсу)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №40»,.
Цели биологического
образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном,
метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ. С учетом вышеназванного глобальными
целями биологического образования являются: - социализация учащихся
как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение
учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; - приобщение
к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологоческой науки.; - ориентацию в
системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание
любви к природе; - развитие познавательных мотивов, направленных на
получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, формированием интеллектуальных умений; - овладение ключевыми
компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными; - формирование у учащихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и
практических работ, что позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную
деятельность, способствует активному получению знаний.
Курс продолжает
изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно
являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей
школе. Учебное содержание курса включает 102 часов, 3 час в неделю.
9 КЛАСС
Рабочая программа
составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего
образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.
И. Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений.
Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.//,
полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими
требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему
Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-ого класса предусматривает
обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В 9 классе
предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.
Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для
10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней
общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом
образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части
требование к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени
отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в
отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых
видов деятельности.
Принципы отбора
основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения
практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены
лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков,
на которых они проводятся.
Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору.
Анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и
оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают
уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить
умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание
уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации
учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной
основой: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.:
Дрофа, 2004. -128с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде
схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным
образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по
ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика
размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в
качестве домашнего задания.
Рабочая программа
ориентирована на использование учебника: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.
Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. - М.: Дрофа, 2006.- 288с.; Дополнительная литература В.Н. Семенцова
«Технологические карты уроков» А.П. Пуговкин «Основы общей биологии» Г.И.
Лернер «Общая биология»
10-11 классы
Рабочая программа
составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы
среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый
уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программы для
общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.
- М.: Дрофа, 2006. -138с.), полностью отражающей содержание примерной
программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки
обучающихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том
числе в 10 классе- 34 часов, в 11 классе- 34 часов. Согласно действующему
Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11-ого классов
предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в
неделю в 11 классе.
В рабочей программе
нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного)
общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по
биологии (базовый уровень).
Принципы отбора
основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора
содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в
окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
В связи с этим на
базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в
основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных
ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Результаты
обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и
полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно
ориентированного подходов: освоения учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов
включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулировано в
деятельностной форме.
Приоритетами для
учебного предмета «Биология» на ступени среднего(полного) общего образования на
базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в
различных источниках.
Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору,
анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и
оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают
уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить
умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с.; Дополнительная литература В.Ю. Крестьянинов «Сборник задач по генетике» В.М. Корсунская «Уроки общей биологии» А.П. Пуговкин «Основы общей биологии» И.А. Шишкинская Генетика и селекция»