Информатика (ИКТ)
Рабочая
программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по
учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В
программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом
учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
В состав
учебно-программного и методического комплекса входят:
Учебник
«Информатика» для 7-9 классов Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.
·
Информатика Программа для основной школы. 7-9 классы
Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Год издания: 2013
·
Дополнительно используется Рабочая тетрадь для 7-9
классов Информатика и ИКТ Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
·
Электронное приложение к учебнику 7-9 классов в
авторской мастерской Л.Л.Босовой на сайте Бином:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
В
методической системе обучения предусмотрено использование цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР
(school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Изучение
информатики в 7–9 классах вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
·
формированию целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимания роли информационных процессов в современном мире;
·
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков
работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся
и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики
и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников
(учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и
т.д.);
·
воспитанию ответственного и избирательного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ
Основная
задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной
деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию
методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к
итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению
образования в старшей школе.
Формы
организации обучения: урок с проведением индивидуальной, парной,
групповой деятельности.
Методы
обучения:
По
источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По
уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный;
По
принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический,
сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии
обучения:
индивидуально-ориентированная,
разноуровневая, ИКТ.
Способы
проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные работы,
интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.
Изучение
информатики в основной школе должно обеспечить:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель, и их свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной
и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу,
схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
2. Содержание учебного курса
Содержание рабочей программы
соответствует содержанию авторской программы курса Информатика и ИКТ.
7–9 классы
Автор: Босова Л.Л. Год издания: 2013
М: Бином Лаборатория знаний http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppup7-9.doc
3. Требования к уровню
подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета,
В
результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий
ученик должен
знать/понимать
· виды и роль информационных процессов;
· примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости
передачи информации;
· принцип дискретного (цифрового) представления
информации;
· способы кодирования информации
· алфавитный подход к определению количества
информации
· содержательный подход к определению количества
информации
· программный принцип работы компьютера;
· анализировать компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств
· файловая система
· определять программные и аппаратные средства,
необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач
· определять основные характеристики операционной
системы
· планировать собственное информационное
пространство
· выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных
сетей
· анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете
· анализировать и сопоставлять различные
источники информации, оценивать достоверность найденной информации
· назначение и функции используемых
информационных и коммуникационных технологий;
· распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.
уметь
· оценивать информацию с позиции ее свойств;
· приводить примеры кодирования с использованием
различных алфавитов;
· выделять информационную составляющую процессов
в биологических, технических и социальных системах
· кодировать и декодировать сообщения по
известным правилам кодирования
· определять количество различных символов,
которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины
· определять разрядность двоичного кода,
необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
· оперировать с единицами измерения количества
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)
· получать информацию о характеристиках
компьютера
· оперировать информационными объектами,
используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты,
архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами,
справочной системой;
· предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных
объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
скорость передачи информации;
· осуществлять взаимодействие посредством
электронной почты, чата, форума;
· искать информацию с применением правил поиска
(построения запросов), в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении
заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его
периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
· следовать требованиям техники безопасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:создания простейших моделей объектов и процессов в
виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том
числе в форме блок-схем);
проведения
компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
создания
информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации
индивидуального информационного пространства,
создания
личных коллекций информационных объектов;
передачи
информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.