Обществознание
Аннотации
к рабочим программам по обществознанию
6 - 7
классы, ФГОС
Данная
рабочая программа курса «Обществознания» предназначена для учащихся 6-7 классов
средней общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта Основного общего образования, Примерной программы по
обществознанию, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской
программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание».
Содержание
курса в 6-7 классов носит преимущественно пропедевтический характер, связанный
с проблемами социализации школьников. Изучение обществознания
направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение на уровне
функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности,
позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений;
- формирование опыта
применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных
отношений.
Требования
к результатам обучения и освоения содержания курса.
Личностными
результатами являются:
- мотивированность на посильное и
созидательное участие в жизни общества;
- ценностные ориентиры, основанные
на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных
культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные
результаты проявляются в:
-умении
сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умения
объяснять явления и процессы социальной действительности;
- способности
анализировать простейшие социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
- овладении
различными видами публичных выступлений: высказывания, монолог, дискуссия и др.
- умении
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности.
Предметными
результатами являются:
- относительно
целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни;
- умения
находить нужную социальную информацию в разного вида источниках; адекватно её
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
- понимания
значения трудовой деятельности для личности и общества;
- умение
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
8 - 9
классы
Учебно-методический
комплекс:
Боголюбов
Л. Н., Городецкая Н. И. , Жильцова Е. И. , Иванова Л. Ф. , Кинкулькин А. Т. ,
Лазебникова А. Ю. , Матвеев А. И. Введение в обществознание. 8 – 9 классы. М.:
Просвещение, 2007.
Учебник:
Обществознание.
Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н.
Боголюбова . М. : Просвещение, 2008.
Программа
по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования.
В 8
классе курс включает 4 темы: «Что такое человек», «Человек и
природа», «Человек среди людей», «Человек в обществе».
Изучение
обществознания направлено на достижение следующих целей:
1.
развитие личности, её познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной информации; способности к самоопределению и
самореализации;
2.
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
3.
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для
социальной адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, сферах
человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений,
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина:
4.
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
5.
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных и межличностных отношений, а также самостоятельной
познавательной деятельности.
Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
1.
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
2.
владение навыками публичных выступлений;
3.
выполнение познавательных и практических заданий.
Курс
призван помочь учащимся основной школы сделать осознанный выбор путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
10 – 11
классы (базовый уровень)
Учебно-методический
комплекс:
Программа
по обществознанию для 10-11классов, базовый уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И. Матвеев, М.: Просвещение, 2010.
Учебник:
Л.Н.Боголюбов,
Ю.И.Аверьянов, Н.Г. Городецкая. Обществознание, учебник для 10-х Кл
общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2012. базовый уровень
Л.Н.Боголюбов,
Ю.И.Аверьянов, Н.Г. Городецкая. Обществознание, учебник для 11-х Кл
общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2012. базовый уровень
Методические
рекомендации к учебнику «Обществознание», 10 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова, М.:
Просвещение, 2012.
Школьный
словарь по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова
Дополнительная
литература:
ЕГЭ
2012-2013 Обществознание. Сборник заданий. «Просвещение». «Эксмо» 2012г.
ЕГЭ 2013
Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся.
«Интеллект-Центр» 2013
И.Ю.Александрова.
Обществознание. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. «Айрис пресс» 2013
Цели и
задачи курса:
- развитие
личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
- воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение
системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
- овладение
умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
- формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Умения и
навыки:
- определение
сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и
классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение
изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение
полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и
социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том
числе от противного);
- поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор
вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
- работа
с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие
языка средств массовой информации;
- самостоятельное
создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера;
- участие
в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет,
если...»);
- формулирование
полученных результатов;
- создание
собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов,
явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользование
мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
- владение
основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Результаты
обучения:
- раскрыть
природу и сущность человека, системный характер общества.
- дать
представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в
каждой из них.
- раскрыть
значение права и правовой культуры, дать краткую характеристику современного
российского законодательства.
Помимо
знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,
ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения
людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и
демократических ценностей.
Освоение
нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами
«История», «География»,«Литература» и др. Изучение обществознания в старшей
школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
- развитие личности
в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
- освоение на
уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
с социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
- овладения умениями
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.